Воспоминания - «Моя семья в годы войны» (Чинчикова Г.Б.)
Нет в России семьи такой…, где не был бы свой герой (так поется в песне), Я вспоминаю рассказы о войне моей мамы. Когда началась война, ей было 13 лет. С 14 она уже работала на заводе выпускающим продукцию для фронта. Они работали по 12 часов, не выходя из цеха, там же на стеллажах спали, а вокруг бегали огромные, голодные крысы. Когда же завод бомбили, и они выбегали в бомбоубежище, девочкой мама видела смерть во всей ее неприглядности, рассказывала, как было страшно смотреть, как кишки весели на проводах и лежали тела убитых и раненных.
Помимо работы дом тоже был на ней. Приходилась зимой ходить в лес за дровами, таскать тяжелые вязанки дров, чтобы растопить печь. Сырые дрова никак не хотели гореть, с них капала вода, и из глаз мамы тоже текли слезы бессилия. Бабушка целыми днями была в госпитале, где работала санитаркой и ухаживала за ранеными бойцами, они с мамой остались одни.
Из нашей семьи на фронт ушли трое – мой дед и два старших маминых брата.
Дед - Михаил Федорович, воевал под Ленинградом, их линия фронта проходила по болотам, в 43 году его больного и израненного комиссовали по состоянию здоровья, через три месяца он умер - ему было 43 года. Старший мамин брат Борис - был артиллеристом, воевал под городом Нальчиком, его письма-треугольники, написанные химическим карандашом, до сих пор хранятся у нас в семейном архиве. Последнее письмо он писал перед боем. Отдал санитарке, она его потом переслала бабушке. Их бомбили, с воздуха прямое попадание… не осталось ни чего кроме воронки и повестки с формулировкой, пропал «Без вести». Ее получила мама и не знала, как сообщить моей бабушке от горя у нее поднялась температура 40. Когда бабушка пришла с рытья окопов, а немцы были уже под Сталинградом и следующим на Волге был Саратов. Мама собрала все свое мужество и сообщила бабушке, та упала без чувств.
И только средний брат Александр прошел всю войну и закончил ее в Праге. Их часть, перед самой Победой из под Берлина, перебросили подавлять пражский мятеж. Он был десантником и служил под командованием маршала Г.К. Жукова. Всегда вспоминал его с теплотой и говорил, что он был суровый, но справедливый.
Уже в мирные дни. Когда мы приходили поздравлять его с днем Победы, он не мог спокойно вспоминать о войне, его жена говорила, что он часто кричал во сне, … ему снилась война. Запомнился один его рассказ: «Когда он лицом к лицу в рукопашной схватился с немцем. Мой дядя был богатырского телосложения. Но немец оказался сильнее его, и он думал, что это его конец, так как уже задыхался. В голенище сапога у него был нож, когда он свалил его с себя, оказалось, что у сердца врага была фотография и на ней его семья - фрау, он и трое ребятишек. И мой крестный говорил одно дело убивать врага, когда ты не видишь его лица, и совсем другое, когда последнее, что ты видишь его потухший взгляд. Вот эти глаза и преследовали его всю жизнь во снах. Когда он об этом говорил, то плакал, так как будто не прошло много лет, а было только вчера. Я когда смотрю на их фотографии, то всегда думаю, вот все мы живем благодаря им!
И нельзя ни кому позволять предавать их память. Она должна жить в нас и в наших детях, внуках и правнуках…